Sd-zebra.ru

Строительный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как огранить камень в домашних условиях?

Что такое обработка камня своими руками в домашних условиях: Инструменты- Обзор +Видео

Самодельный станок для полировки камней, перстни, запонки и другие украшения – в каждом из этих изделий камни играют роль скульптурного, художественного и строительного материала, а также служат основной деталью прикладной художественной композиции.

Думаете, речь идет о драгоценных камнях? Нет, самые простые.

Свою красоту камень откроет не каждому – он открывает ее только терпеливым. А ведь сколько усилий нужно приложить, чтобы правильно разрезать камень, шлифовать и полировать и обработать, чтобы получить задуманную форму.

За этот труд камни и дарят картину тысячелетий, оживает и радует волшебными оттенками и переливами. Если человек хотя бы однажды сможет сам добиться такого результата посредством ручной обработки камня своими руками, он влюбится в это дело окончательно и бесповоротно.

Обработка камней в домашних условиях

Все начинается с поисков камня. Это могут быть и минералы, и рудные породы. Особого внимания удостоились яшма, агат, хрустальные щетки и кремень. Но это лишь начало. Дальше идет обработка, в процессе которой камень разрезают отрезным дисками, найти которые можно в любом магазине алмазных инструментов. Любители предпочитают диски с диаметром от 125 до 200 мм и используют их на двигателе с мощностью 150-200 ватт посредством ременного привода. После резки важно охладить диск с обеих сторон.

Делаем станок для обработки камней в домашних условиях

Станок для резки камня в простых условиях сделать несложно. Если посмотреть на конструкцию, можно легко понять, где подводят охлаждение, и где какие детали будут расположены.

Правила шлифовки

Шлифовка камней для создания плоских пластин может производиться даже на простом стекле с использованием абразивных порошков. Следует сбрызнуть стекло и нанести немного порошка и можно приступать. При шлифовке порошок добавляет понемногу, по мере износа абразива, а вода нужна для поддержания сметанообразной массы.

Когда при шлифовке переходите от более крупного порошка к мелкому (по фракции), камень, стекло и руки следует хорошо промыть с мылом и щеткой: если в порошок меньшей фракции попадет хотя бы немного порошка большей фракции, все будет испорчено.

Когда камень отшлифован, его следует отполировать на войлочном/фетровом механическом круге, диаметр которого должен быть от 140 до 200 мм. В процессе полировки следует использовать окись хрома в виде порошка и вода. Вращение круга должно достигать скорости от 410 до 700 оборотов/мин.

Рекомендации

Это лишь один способ обработки, хотя на самом деле их намного больше. Для тех, кто влюбился в ручную обработку камней в домашних условиях, хотим предложить отличную конструкцию станка для обработки небольших камней. Так как схема предельно проста, мы дадим лишь рекомендации.

  1. В роли двигателя предлагаем использовать электродвигатели для стиральной машинки – они, как правило, однофазные, мощность колеблется от 190 до 240 ватт и они могут развивать до 1300 оборотов/мин. С такими характеристиками движка можно использовать двухступенчатые шкивы с передаточным числом 1:1 и 1:0.35.
  2. Первая передача идеально подойдет для обработки на планшайбах с закрепленным абразивным материалом, а вот вторая будет использоваться для обработки с сыпучим абразивом.
  3. В роли переключателя передач используйте клиновидный ремень с авто «Запорожец». Вы можете сделать резьбу крепления и левой, и правой, главное, чтобы при работе с нагрузкой планшайба не сходила с оси.
  4. Корыто для сбора шлака должно быть хотя в 2 раза больше диаметра планшайбы, то же касается и высоты бортов. На боковушки корыта вы можете прикрепить резину, чтобы в случае, если камень выпадет из рук, не разбился.
  5. Так как вся обработка ведется с использованием воды, нам потребуется капельница. Проблема в том, что ее использует лишь при работе на планшайбе с закрепленным абразивом. В случае использования сыпучего абразива лучше смачивать камень в отдельной ванночке, о наличии которой следует позаботиться заранее.
  6. И, конечно же, у вас должна быть не одна планшайба, а целый набор: деревянная, чугунная, из металла с прикрепленным войлоком и фетром. Это требуется для разных стадий обработки и полировки.

Химическая чистка

Для снятия поверхностного налета можно использовать химическую чистку. Ее плюсы в том, что образцы практически не страдают от сколов и царапин. При обработке камня в домашних условиях можно использовать 5-15% раствор щавелевой/соляной кислоты.

Важно: перед использованием этих кислот убедитесь, что обрабатываемые минералы не растворяются в ней. Обработке кислотой не подлежит арагонит и азурит.

При обработке лазурита и бирюзы следует быть осторожными, так как они хотя и медленно, но тоже растворяются. Для размягчения остатков органического происхождения камни вымачивают в уксусной кислоте. Соединения жиров отлично удаляются ацетоном и бензином.

Высокоэффективны для химической чистки некоторые средства бытовой химии, к примеру, «Антикипин», который отлично удаляет с минералов карбонатные известковые оболочки. Для труднодоступных участков используйте моющее «Прогресс». На последних этапах обработки химические минералы можно очистить средствами для мытья стекол и хрусталя.

Эффект будет и от «химической бани», т.е. вы кипятите минерал в скороварке под давлением. Благодаря этому приему пар проникнет даже в недоступные человеку места. После обработки камни следует хорошо промыть под проточной водой.

Резка и раскалывание

Камни, которые уже отмыли и очистили, следует отсортировать. Кто-то собирает лишь красивые образцы или окаменелости, редкие виды. Большинство подвергают весь найденный материал шлифовке и полировке, что помогает раскрыть красоту камней, а опытные в этом деле люди иногда находят в пески такие плоскости, которые при разрезе открывают картину перелива красок, причудливые пейзажи и даже портреты.

По итогу кто-то просто коллекционирует камни, а кто-то использует их для поделок, сочетания с деревом и металлом.

Но перед началом следует расколоть камень и удалить излишки. Для этого процесса (препарирования) изготовим специальное приспособление, которое поможет в работе с крупными образцами. Нам понадобится струбцина с двумя зубчиками из закаленного метала (как вариант, используйте тиски, в которых будут вмонтированы 2 уголка с зубьями из победита).

Камень следует резать алмазными кругами или пилами

Станок для шлифовки и резки можно сделать на базе электросверлильного устройство или точила ЭЗС-1. В этом случае у нас будет 2 выхода вала, на одном из которых будет патрон 6, а на другом наждачный круг или круг с алмазным покрытием. Мощность такого устройства будет 250 ватт, а частота вращения

Для обработки камней для украшений в домашних условиях можно брать и иные электродвигатели, мощность которых будет в диапазоне от 250 до 500 ватт и частота вращения от 1400 до 3000 оборотов/минуту. В качестве подставки для станка используйте ящик с откидной крышкой. Сам станок следует прикрепить болтами к крышке. Такая модификация рабочего инструмента позволит установить станок под наклоном.

К ящику со стороны патрона крепят приставной стол. Его высоту можно подрегулировать, чтобы работать можно было с кругами разных диаметров. На приставной сто ставим планку из дюралюминевого уголка 2,5*2,5 см. Сбоку следует установить защитное ограждение от режущего круга. По защитному ограждению и столу проводим серединную черту, которая поможет при расположении камня для резки.

Подставки и опоры приставного столика следует оббить войлоком или резиной для изоляции станка

Еще понадобится поддон с водой для охлаждения круга для резки, который поставим под приставной столик. Чтобы уменьшить трение при охлаждении, используйте мыльный раствор. Под планшайбой установите еще один поддон воды.

Когда производят резку камня, его подают вдоль направляющей панки, которую можно регулировать на толщину пластины, которую будут резать. Камень подается только навстречу режущему кругу. Охлаждение водой можно сделать в виде смоченного кусочка поролона, который следует держать в левой руке сбоку от режущего круга, так как правая будет подавать камень.

Если камень крупный, лучше держать его обеими руками, а поролон и камушек прижать к инструменту. Для дополнительной устойчивости у камня срезают край, вследствие чего имеем опорную площадку. Если такой вариант вам не подходит, камень можно установить в картонную коробку по размеру, залить цементным раствором и после отвердевания камень режем с цементом. Когда резка окончена, аккуратно удалите цемент. При резке крупного камня могут быть трудности, поэтому сначала следует надрезать его, и в эти пазы вставить три клинки из тонких пластин из стали. Благодаря этому вы сможете резать камни, габариты которых чуть больше диаметра режущих инструментов.

Если возникла необходимость в резке треснувшего камня

Перед процессом его следует проклеить эпоксидным клеем. На мокрой поверхности обведите трещины карандашом – так их будет лучше видно. Перед проклеиванием камень подсушивают, чтобы в трещине не было воды. Для этого камень прогреваем на электроплитке, а далее охлаждаем до 60 градусов по Цельсию. На еще не остывший камень нанесите палочкой или кисточкой клей, чтобы он поглубже проник и затвердел. После этого камень будет достаточно прочным, чтобы его можно было без опасений подвергать резке даже на тонкие пластинки.

Шлифовка

Для более яркого цвета следует тщательно отшлифовать срез камня. Ее модно выполнить на станке, который мы предложили изготовить для раскалывания и резки. Для удобства шлифовки крышку подставки подставьте под наклоном. Для этого процесса используйте планшайбы с алмазным покрытием, но подойдут и абразивные круги (прорезиненные).

Последний вариант хорош тем, что в них можно сделать канавки – это облегчит шлифовку круглый камней. Помимо этого, они значительно безопаснее в работе. Но есть и минусы: при работе они дают много грязи из-за быстрого износа, и иногда даже разлетаются на мелкие частички при работе. Именно по этой причине при соблюдении техники безопасности следует наделать на них плотные стальные кожухи. Для этого вы можете использовать ненужную алюминиевую миску, в которой следует предварительно удалить дно.

Первый этап обработки камня шлифовкой проводят на круге с крупным абразивным/алмазным зерном от 350 до 60 мкм, а второй на круге с зерном от 60 до 37 мкм, и последний – от 37 до 10 мкм.

При шлифовке вам так же понадобится беспрерывная подача воды, поэтому как в случае с резкой можете использовать кусок влажного поролона. В идеале будет установка над станком бачка с краном и резиновым шлангом, по которому вода будет по капле поступать в поддон. Чтобы предотвратить разбрызгивание, используйте миску-кожух.

Полировка

Основные инструменты для заключающего этапа «Полировка» — притиры, полированные круги из ткани и войлока и щетки из растительных материалов (можно из джута). Притиры являются важнейшим инструментом, который доводит поверхность камня до идеального вида. Они бывают ручными и в виде планшейб. Материал для обработки камня может быть любым: олово, чугун, древесина, свинец, гематит, фторопласт, халцедон.

Они, как правило, нужны для тонкого шлифования, а при полировке добавляют пасту ГОИ или увлаженную окись хрома. Вместо последнего можно использовать зеленую краску с таким же названием, так как в ее составе окись является основным компонентом. Полировку с ее использованием проводят кожаным тампоном. Но у пасты ГОИ и окиси есть свои недостатки – они въедаются в трещины камней и их очень трудно удалить даже при помощи бензина. Для полировки можно использовать порошок окиси алюминия.

Другие технологии обработки камня своими руками

Как мы уже поняли, достижение разных фактур камня дает разный эффект.

Рассмотрим ее несколько популярных видов:

  1. Раковистая – обладает впадинами глубиной 1-4 мм, и придает камню декоративности. Благодаря этой обработке можно применять каменные плиты для отделки зданий и оформления интерьера.
  2. Оплавленная – достигается благодаря термической технологии обработки на термогазоструйном станке. Отлично проявляет цвет и фактуру камня, при этом создает впечатление, что камень немного оплавлен. При таком виде обработки готовые изделия можно применять для отделки фасада, ступеней лестниц и площадок.
  3. Скалистая – выглядит как грубо обработанная порода с впадинами и выступами от 0,5 до 2 см, которые расположены хаотично и не проходили дополнительную обработку. Такого эффекта можно достичь благодаря скалыванию породы с заранее ослабленной поверхностью. Этот вид материала отлично подходит для отделки фасадов, подчеркивает их монументальность, значимость и природную связь с окружающей средой.
  4. Лощеная – достигается благодаря использованию шлифовальных кругов с напылением микропорошка. Благодаря этому поверхность идеально гладкая, но без зеркального блеска. Лощение открывает рисунок и выделяет структуру. Плиты, полученные таким способом, применяют для облицовки пола и стен.
  5. Канатная – получила большую популярность благодаря возможности резки пород любой плотности. Развитие идет сразу в трех направлениях – канатная (при использовании абразива), алмазно-канатная и распиловка канатом, который армирован твердосплавной шайбой.
  6. Ультразвуковая декоративная обработка камня занимает в промышленности почетное место. Процесс весьма медленный, но высокая точность все восполняет.
  7. Гравировка – ее используют, когда есть приспособление для выполнения таких точных работ, либо с помощью резцов по камню и молоточка. При использовании этих инструментов гравировку можно будет даже отполировать, если у вас есть электродрель и насадки для полировки.
Читать еще:  Натуральный камень для ступеней крыльца

Прециоза — огранка и формы камней

Драгоценные и ювелирные камни в натуральном облике часто выглядят неаккуратно, не эстетично и не привлекательно. В разнообразных изделиях мы видим различные виды и формы огранки и их размеры . Ювелиры научились создавать геометрические фигуры с помощью огранки камней. Украшения приобретают изысканную форму и уникальный вид. Процесс огранки камней — это сложная работа, которая требует особых знаний и умений.

История технологии огранки

До середины XV века все драгоценные камни ограняли вручную. Симметрия граней не соблюдалась. Основной целью было не создание произведения искусства, а использование максимального количества сырья без отходов. Формы огранки камней в ювелирных изделиях были неповторимыми.

В XVI веке европейцы начали применять метод точечного раскалывания кристаллов, пользуясь тонким стальным клинком и специальным молотком.

В первой половине XIX века была изобретена первая паровая машина для ювелирной огранки. Устройство позволило получать симметричные круглые камни.

В 1892 г. Даниэлем Сваровски изобретена первая электрическая ограночная машина. В 1900 г. была представлена циркулярная пила, позволявшая терять меньше драгоценного сырья. С ее помощью начали разделять камни, которые нельзя было раскалывать.

Позднее появился новый способ, как делали огранку камней — метод пиления алмазов. Использовалась тонкая нить с нанесенной на нее смесью алмазной пыли и масла.

Зачем огранять камни

Огранка камней для изделий — это сложный технический процесс. Он необходим для того, чтобы придать камню нужную форму, раскрыть его внутренние богатства, блеск и цвет.

Следуя информации о типе, размере, твердости и чистоте минерала, профессионалы наносят на его поверхность геометрически правильные грани. таким образом они создают из грубых и не необработанных камней превосходные образцы.

За несколько веков мастера накопили огромный опыт, появилось много видов и формы огранки: фантазийная или классическая. Каждый отдельный способ придает особую уникальность и изюминку.

Красивая огранка – это не только правильная форма камня. Это идеально выверенные грани и углы. Они позволяют наибольшему количеству света проникать в центр камня и играть в его гранях. Высококлассный вид ювелирной огранки раскрывает красоту и цвет камня во всех его проявлениях.

Терминология:

  • Рундист – разделительная линия верхней и нижней части камня. Здесь закрепляется оправа.
  • Корона – верхняя часть камня.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Калетта – нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань сверху.
  • Размер площадки — характеристика ширины этой грани.

Важно понимать, что форма камня и его огранка – это разные вещи. Форма — это геометрический контур камня — круг, прямоугольник, квадрат, ромб, овал и т.д. А виды огранок камней в ювелирных изделиях, определяют число и расположение граней. У кристаллов одинаковой формы может быть разная огранка.

Техники обработки камней

Разделяют два основных видов огранки:

  • ручной,
  • машинный.

Огранка крупных драгоценных камней обычно делается вручную. Мастера создают уникальные украшения и стоимость у них соответствующая.

​​ Машинная огранка используется для прозрачных и полупрозрачных камней. Лучи света попадают на кристалл и преломляются в его гранях.

Всего выделяют четыре схемы обработки:

  • клиньевая — камень лучше всего отражает свет;
  • фасеточная — высота огранки зависит от цвета минерала: чем он темнее, тем больше количество граней;
  • русская — удаление всех лишних частей камня;
  • комбинированная — сочетает технику всех видов огранки.

Виды огранки ювелирных камней.

Этот тип огранки камней появился в начале XX века. Он был создан с помощью самых первых инструментов мастеров-огранщиков. Великолепие камня с этой огранкой раскрывается благодаря 57 идеальным граням. Для мелких кристаллов достаточно 17-33 граней.

Во второй половине XX века начали использовать вид огранки Овал. Клиновидные грани, в количестве 57 штук, заставляют камни сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Маркиза

Огранка Маркиза имеет вытянутую овальную форму с острыми концами. Названа она так в честь Маркизы де Помпадур. Второе название данной огранки – navette (челнок). Мастера формируют на кристалле 55 граней.

Принцесса

Вид огранки Принцесса первоначально использовался для обручальных колец. Крупный камень с 68 гранями помещали в центр и окружали его меньшими камешками с количеством граней 49 или 65.

Изумруд

Вид огранки Изумруд вызывает интерес своей необычностью. Это ступенчатый способ обработки, который используют для больших полупрозрачных камней. Его особенность состоит в скошенных углах, от которых отражаются блики света.

Груша

Огранка Груша похожа на вид огранки Маркиза. Отличие в количестве граней (их 55) и один конец сужается, делая кристалл похожим на каплю. Заостренную часть вставляют в оправу.

Сердце

Этот вариант огранки один из самых дорогих. Используются особые фасеточные инструменты. Придерживаясь пропорций 1:1 длины и ширины, мастера делают камень идеально прочным и красивым.

Багет

Это типы огранки драгоценных камней внешне похожих на Изумруд. Различие — меньшее количество граней. Применяется для обработки камней маленького размера. Изумруд подчёркивает даже самые незначительные трещинки на камне.

Квадрат

Название происходит от латинского слова «exquadra», т.е. квадратная форма огранки камня . Кристаллы в виде квадрата выглядят оригинально за счет равных сторон и «ступенчатой» огранки. Грани наносятся поэтапно и параллельно краям, образуя пирамиду со срезанной вершиной.

Кабошон

Огранка камня Кабошон — представляет из себя камень с плоским основанием и полуокружностью без граней. Имеет французское происхождение — «caboche» (голова). Может быть овальным, круглым или грушевидным.

Триллион

Голландские мастера в XX веке изобрели Триллион, которая стала самой распространенной огранкой. Она выполняется в виде равнобедренного треугольника. Количество граней зависит от самого кристалла — его формы, цвета и плотности.

Вид огранки похожий на Изумруд, но с большим количеством уровней. Мастера самостоятельно подбирают форму граней. Их количество варьируется от 25 до 72. Если камень очень крупный, увеличивается и количество сторон.

Октагон

Чистые минералы ярких оттенков обрабатывают по типу Октагон. В результате получаются восьмигранные прямоугольники, защищённые от механических повреждений.

Кушон

Эта огранка имеет четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Напоминает форму подушки.

Кушон придумали очень давно. Особую популярность она приобрела в эпоху барокко.

Бриолет

Вид огранки Бриолет появился в начале XVII века и пользовался популярностью до середины викторианской эпохи. Эта огранка подразумевает создание подвески. Множество ромбовидных граней завораживающе переливаются при свете канделябров и свечей, но в современном освещении выглядят скучно. Сегодня Бриолет считается винтажной огранкой.

Познакомившись с основными видами огранки ювелирных камней и кристаллов, вы можете взглянуть на украшения с ювелирными камнями по-новому. Ориентироваться станет проще и при выборе материалов для собственных изделий. Помните, в любом деле главное — вдохновение.

Обработка минералов группы кварца

Кристаллические разновидности часто хрупки, скрытокристаллические разновидности или мелкозернистый кристаллический материал, например соколиный и тигровый глаз, нередко очень вязки. Обычные температуры наклейки и применяемые клеи безопасны для камней этой группы, и все же кристаллический кварц во избежание разрушения следует нагревать медленно. Иногда, при излишне интенсивной сухой абразивной (или на пастах) полировке материал трещит и лопается с образованием зигзагообразных трещин и характерным раковистым изломом. Скрытокристаллические разновидности в этой предосторожности не нуждаются. Спайность отсутствует, но для монокристаллического сырья отмечена некоторая разница в поведении при обработке в зависимости от направления. Все разновидности кварца полируются на фетре, дереве или коже окисью церия, окисью олова и т. д., но можно использовать и более дешевые полирующие абразивы, такие, как трепел и окись алюминия. При некачественной доводке на промежуточных порошках или пастах на полированном изделии остается ясно заметная дымчатая вуаль. Если доводка выполнена недостаточно тщательно, на кристаллических разновидностях, например розовом кварце, горном хрустале и т. д., могут быть глубокие царапины, и для их удаления потребуется длительная тонкая шлифовка. Часто наблюдается выкрашивание материала, мелкие, острые обломки которого могут оставлять царапины на шлифованной поверхности. В таких случаях необходимо перейти на более щадящий режим обработки: снизить скорость инструмента, уменьшить зерно образива и нагрузку на заготовку и т.п. В некоторых случаях для тонкой шлифовки целесообразно применять алмаз на дереве, коже или брезенте. Желательно применять твердые и полутвердые (упруго-твердые) полировальники – дерево, картон. Можно использовать ручную шлифовку на стекле. Материалы, склонные к недополировке, например, такие, как тигровый глаз, рекомендуется полировать окисью алюминия или алмазным порошком (пастой) на дереве или коже. Ограночный материал обычно полируется на пластмассовых кругах окисью церия, но можно использовать окись алюминия или окись олова. Если грани полируются неодинаково из-за некоторых различий в твердости по различным направлениям, проблема решается путем использования для полирования окиси алюминия на оловянном круге. Аметист обычно сдвойникован и при полировании может давать «рябую» поверхность, если его гранить не на оловянном круге. Углы коронки 40-50°, углы павильона 43°.

Плоские поверхности большого размера после шлифовки на планшайбе 30- и 15-мкм карбидом кремния легко полируются окисью церия на фетре или окисью хрома на планшайбе, покрытой тонким плотным войлоком. В обоих случаях полировка достигается быстро и является качественной. Однако важно определить температуру полировки. Слишком сухая полировка чревата прижогом материала и растрескиванием заготовки, влажная полировка – увеличивает продолжительность процесса и ухудшает качество. Финишная полировка алмазными пастами ухудшает блеск и придает поверхности матовость.

Горный хрусталъ . Широко распространен, часто в виде крупных бездефектных кристаллов, пригодных для изготовления резных изделий; на сибирский рынок поступает из-за рубежа (Бразилия), с Урала, редко Якутии (Перекатное). Мелкие кристаллы горного хрусталя невысокого качества поступали ранее с месторождения Нуган в Иркутской области. Иногда на рынок поступают из старых запасов кристаллы синтетического кварца (г. Александров), которые обрабатываются так же, как природный материал.

Аметист. Цвет — от очень бледного (такой материал не ценится) до насыщенного темно-фиолетового. В массовых количествах поступает из Бразилии и Уругвая, в виде сырья, коллекционных образцов- жеод и отдельных кристаллов. Цена зависит от цвета и качества; наилучший материал получил название «сибирский» — образцы с заметным мягким красным оттенком (нынче практически отсутствует), за ним идут «уругвай» и «байя». Камни интенсивной окраски редки и дороги. Сырье в сибирский рынок поступает в основном с железорудных месторождений Ангаро-Илимского бассейна. Сырье редко встречается в кусках настолько крупных, чтобы из них можно было огранить камни в 50 кар. Для большей части сырья характерна зональная окраска, поэтому рекомендуется ориентировать камень таким образом, чтобы граница зон не просматривалась через площадку ограненного камня. Наиболее распространенные дефекты — вуаль из пузырьков, зональность окраски (иногда резкая) и мелкие включения преимущественно железистых минералов. Обычный осмотр сырья может создать превратное представление о его качестве, поэтому оно должно проверяться под лупой (7-10 кратное увеличение) или в иммерсионной жидкости. Цветные полосы необходимо ориентировать параллельно грани таблицы. На некоторых гранях из-за двойникования при полировании появляется «рябь», особенно при обработке на плексиглазе, но этот дефект устраним, если изменить направление полирования или использовать оловянный круг и окись церия. В пегматитах Бурятии известны находки красновато-фиолетового бархатистого аметиста с включениями иголок гематита – аметист-волосатик. Недавно из жил Уринского пегматитового поля (Бурятия) поступил материал, состоящий из аметиста и цитрина (аметрин — первая находка за Уралом); из него можно делать двухцветные ограненные камни, но при этом необходимо правильно ориентировать заготовку. В СССР широко использовался синтетический ограночный аметист.

Цитрин. Цвет от бледно- до темно-желтого, иногда с красновато-коричневым нацветом; полосы дымчатого кварца, часто сопутствующего цитрину, придают камню серый оттенок. При нагревании некоторых аметистов получаются камни темного красновато-коричневого цвета. Цитрин нередко встречается в таких крупных кусках, что из них можно огранить камни в не сколько сот каратов. Поступает в основном из Бразилии, а также с Мадагаскара. Ограночный цитрин широко синтезировался в СССР, поставлялся на мировой рынок; иногда появляется на рынке из старых запасов синтезированного цитрина. На рынок Сибири попадает в основном сырье цитрина с Урала, частью, возможно, отожженного. Как правило интенсивность цитринового оттенка, хорошо заметного в природных кристаллах, в мелких вставках и кабошонах ослабевает. Большая часть цитрина появляется в виде готовых изделий, кабошонов, огранки.

Читать еще:  Отделочные панели под камень для внутренней отделки

Кольцо с дымчатым кварцем

Дымчатый кварц. Темный кварц, напоминающий по цвету бурый цитрин и найденный впервые в Шотландии, получил название кернгорм. Цвет материала охватывает всю коричневую гамму тонов. Темные камни пригодны только для мелких изделий. Наилучшей для ограненных камней можно считать среднюю интенсивность окраски; очень светлый материал эффектен в камнях массой 20-40 кар. Подобный материал поступает из Бурятии (Уринское пегматитовое поле), кроме того в отдельных кристаллах наблюдаются переходы (с резкими границами) от аметиста до глубокого раухтопаза, который по аналогии с аметрином можно было бы называть аметраух. Мелкие кристаллы раухтопаза хорошего качества привозят с Шерловогорского месторождения берилла, большая часть материала представлена горным хрусталем покрытых рубашкой окислов железа. Прозрачный дымчатый кварц Малханского месторождения в крупных кристаллах, но с заметным серым оттенком.

Фасетная огранка из кернгорма

Морион. Черная разновидность кварца называется морион. Основное сырье из пегматитовых месторождений юго-восточного Забайкалья. Прежде всего Адун-Чолонское месторождение, — поступление в 2004-05 гг. крупных 30- 50 кг кристаллов мориона. Используется не так много материала. Отжигом мориона в Иркутске никто не занимается.

Розовый кварц. Интенсивно окрашенный розовый кварц редок. Бразильский материал иногда обладает ярко выраженным эффектом кошачьего глаза или звезды. Прекрасный материал поступает с Мозамбика, Мадагаскара и других зарубежных мест. Собственный сибирский материал (главным образом Прибайкалье и северо-восток Иркутской области, редко Бурятия) поступает со многих проявлений, обычно бледный, полупрозрачный низкого качества, так называемый «кисельный». Используется в основном для изготовления недорогих кабошонов.

Сердечко из мадагаскарского розового кварца

Зеленый кварц (вермарин). Зеленый кварц был синтезирован в СССР и широко продавался на мировом рынке; На нашем рынке отсутствует.

Синий кварц . Материал глубокого синего цвета ранее синтезировался в СССР и продавался на мировом рынке; доступен в виде бездефектных кристаллов в сотни карат.

Кошачий глаз и тигровый глаз. Шелковистый блеск обусловлен многочисленными тонкими параллельными пучками вклю чений. В камнях с эффектом кошачьего глаза эти пучки прямые, прямая и полоска отраженного света. В камнях с эффектом тигрового глаза волокна волнистые и извилистые, такими же получаются и отражения. Так называемое тигровое железо — это австралийский кварц, похожий на тигровый глаз с коричневыми включениями гётита.

Соколиный глаз это синий или голубовато-синий тигровый глаз.

В этом материале иногда встречаются недостаточно силицифицированные фрагменты, обработка которых сопряжена с трудностями, обусловленными выкрашиванием волокон. Такие камни рекомендуется обрабатывать тем же способом, что и другие материалы, склонные к недополировке, т.е. использовать для шлифовки 15-, 6- и 3-мкм алмазные пасты на дереве с последующей полировкой алмазом на дереве или коже. Окончательная полировка легко достигается окисью церия или окисью алюминия на фетре, коже или дереве. Коричневато-желтый тигровый глаз при нагревании можно превратить в красный; можно его и отбелить — горячим раствором щавелевой кислоты (кислота ядовита — избегайте вдыхания паров).

Волосатик рутиловый (кварц, содержащий включения рутила). Высоко ценится за блестящие иглы рутила. Лучшим считается бесцветный кварц с яркими золотистыми иглами. Классический материал поставляет Бразилия, — такие образцы ценятся особенно высоко. На сибирском рынке такого материала мало. Из этого материала обычно делают кабошоны, но он может быть использован и для огранки камней, предназначенных главным образом для кулонов.

Волосатик турмалиновый, гематитовый и др. (кварц, содержащий включения других минералов). Помимо рутила в горном хрустале встречается множество других минералов — турмалин (в виде тонких или толстых игл), актинолит, роговая обманка и др. Если они присутствуют в достаточном количестве, то из такого материала выполняются прекрасные камни – ювелирные вставки, фантазийные кабошоны. Огранкой волосатиков в нашем регионе никто не занимается, предпочитают изготавливать кабошоны. Уникальные камни из кварца, содержащего тонкие иглы ярко-красного гематита ориентированные перпендикулярно граням кристалла кварца известны на месторождении Уро-Суво. На Адун-Челонском месторождении известно несколько разновидностей турмалинового волосатика:

  1. Грубые включения толстых шестоватых различно ориентированных кристаллов шерла (иногда с зеленоватым отливом и характерным треугольным сечением) переполняющих кристаллы дымчатого кварца, выходящие на грани кристалла. Такой материал можно использовать только в коллекционных целях – особенно сростки кристаллов кварца соединенных тонкими кристаллами турмалина.
  2. Тонко игольчатые включения шерла беспорядочно ориентированные преимущественно в основании мелких кристаллов горного хрусталя и дымчатого кварца. Кристаллы можно использовать в мелких кабошонах с ориентировкой включений в основании кабошонов.

Низкокачественное кварцевое сырье стараются облагородить: осветлить или изменить цвет. Наиболее простой и испытаный способ нагревание на воздухе или в железных опилках. Опыты проводимые на уральских образцах показали необратимые изменения в окраске и интенсивности материала:

Раухтопаз — начиная с 400 град. заметно осветлялся, а при температуре 450 град. окончательно обесцвечивался. Свыше температуры 550 град. образцы трескались и далее до 700 град. оставались прозрачными и бесцветными. нагретый в Fe-опилках один из обломков дымчатого кварца приобрел бледно-желтовато-розовую окраску, отчасти потеряв свою прозрачность.

Бледноокрашенные аметисты начиная с 400 град. бледнели и теряли совершенно окраску с 500 град. В некотрых аметистах нагреваемых в Fe-опилках наблюдалось пожелтение при 450 град.

Цитрин с 400 град. бледнел, при этом появлялась некоторая опаловидность (молочность), которая в дальнейшем сохранялась.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Для этого нам понадобятся:

Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Полируем боковые грани коронки.

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

Обработка камней в домашних условиях

Хочу отшлифовать и отполировать пару поделочных камней (что-то похожее на кварцит) не обзаводясь специализированным оборудованием. Посоветуйте, пожалуйста, как подключить к решению этой задачи средства малой механизации, дрель например? Какие абразивные материалы, пасты и т.д. лучше использовать? Где их купить в Москве?

Ответ будущему коллеге. Все, к сожалению, зависит от того, что Вы хотите отполировать. Плоскость или кривую поверхность? Станки или их «прообразы в виде дрели» совершенно разные. В любом случае, будьте готовы к фиаско. Для полировки плоской поверхности лучше всего подходит горизонтально вращающийся круг (планшайба), сделанный их самых твердых алюминиевых или медных сплавов. Можно и из стали только специальной мягкой. Вращать планшайбу должен достаточно мощный мотор (2 кВт и более в зависимости от диаметра планшайбы). Для шлифования обычно используют карборундовые (SiC – муассонит) серо-зеленые порошки с твердостью 9.5 по шкале Мооса. Для полировки используют разноцветные порошки электрокорунда (Al2O3) с твердостью 9.0. Для финишной полировки используют мелкие и «мягкие» порошки оксида церия (Се2О3). Для шлифовки кривых поверхностей используют более сложные и разные станки, как с вертикальным, так и горизонтальным вращением доскообразных инструментов. Российская промышленность практически прекратила и без того скудный в СССР выпуск станков для резки, полировки и другой обработки камней самоцветов. Можно найти старые станки в интернете и с помощью личных контактов на Выставках камней самоцветов. Хорошо со станками в США. Однако неметрические размеры всех деталей существенно осложняют их использование в России. Технология обработки камней детально описана во множестве американских же книг. Вас же приходится отсылать к единственной переводной и несколько устаревшей книге Дж. Сенкенса по обработке камней. Она имеется и в интернете.

Изделия, которые хочу полировать неправильной сферической формы. Значит кривая поверхность. Может быть можно подойти к вопросу с другой стороны? Арендовать время работы на некоторых станках в мастерской. А может быть за некоторую плату и мастер согласится провести что-то вроде инструктажа? Думаю, что это хороший вариант, чтобы попробовать себя в обработке камня. Подскажите, пожалуйста, контакты таких мастеров в Москве.

Спасибо за ссылку на книжку и пояснения.

Все таки надо конкретнее указать тип изделия – что это шар? Кабошон? (Или к «шаровику или к «кабошонщику»). Короткое замечание по возможной аренде станков – НИКТО НИЧЕГО НЕ ДАСТ И К СВОИМ СТАНКАМ НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР НИКОГО НИКОГДА НЕ ПОДПУСТИТ. Инструктаж тоже весьма проблематичен. Вот сделать Вам изделие на заказ это возможно. Попробывать себя в обработке камня таким образом невозможно. Уточните Вашу задачу.

С тем, что НИКТО И НИЧЕГО полностью согласен. Слишком все расходники дорогие, а станки делаются своими руками, на это уходят годы, но есть социальные сети ,и есть нормальные люди, которые могут подсказать многое. Например, в тех же одноклассниках. Для начала установите небольшую алмазную пилу от болгарки на простое электро-точило и пробуйте. Удачи!

Читать еще:  Как крепить фасадные панели под камень?

Изготовление ножа с лезвием (если не ошибаюсь, определяя по фотографии) из нефрита, это стандартная типовая работа камнереза. Необходимо купить шлифовальный станок (по русски, но явно не правильно, спрашивать нужно «точило») с двумя «вертикальными» точильно-шлифовальными камнями, и, соответственно, двумя горизонтальными посадочными осями. Рекомендуем фирму Metabo — профессиональные станки этой фирмы в наименьшей степени боятся воды и влаги. Далее необходимо соорудить капельницу (устройство в любой аптеке + пластиковая бутылочка 0.5 — 1 литр) + различные водозащитные фартуки и водоприемники. Здесь напрягите инженерную мысль и посоветуйтесь с интернетом и фотографиями заводских станков. Лучше смотреть англоязычные сайты — там таких станков много, и фото хорошие. Чем лучше фартук и водоприемник, тем дольше служит станок вообще и мотор в частности. Далее покупаете множество кругов. Шлифовальных, полировальных. Последние как твердые, так и мягкие. Далее покупаете (лучше порошки, чем пасты) алмазные порошки для мягких полировальников (1-5 мкм, в зависимости от того, что полировать, целая наука, но подбираются быстро, на корундовые и другие порошки для полировки время не тратьте, все плохо и на проверку эффективно дороже) и . вазелин погуще.

Обязательно нужно докупить, «доделать» и станок с горизонтальной план-шайбой (лучше дюраль, не такой тяжелой, мотор скажет спасибо). На план-шайбу одеваете круги из различных картонов, «резиновых листов», последние должны быть износостойкие (вакуумная подойдет, но не лучшая). Сооружаете фартук-водоприемник, капельница (иногда нужна, если без вазелина), на картон тканый материал (подобрать для каждого камня!) и . полировать, полировать и экспериментировать (не долго, но сильно продуманно).

Внимание, все станки должны быть с регулировкой скорости вращения!

Кроме сильно устаревшей книги Синкенкенса Дж. (все материалы и технологии «не бъются» с Российскими — СССР-скими гостовыми — проблемы) имеется и анталогия более современных технологий обработки камня в 10-ти-5-ти летней подписке англосаксонского (США + Англия + Канада) ежемесячного журнала Rocks & Gems (Канада, но пишут в журнал все). Хорошая школа обработки в Idar Oberstain (Германия), но эти все скрывают, а их старые руководства сплошь на немецком с непонятками по давно устаревшим стандартам еще ФРГ (до ЕС).

Так что технологическому саморазвитию альтернативы нет. Стремиться к таким рубежам: норма полировки кабошонов за смену 180 шт — с наклейкой на кичи и 250 шт вручную — пальцами. Полировка ножей с каменными односторонними лезвиями 50 лезвий длиной 10 см с двухсторонней выемкой вблизи острого края. Это при массовом производстве, и работниках китайцах, других азиатах, молдаванах.

Если работаете для души, то вообще можно все сделать без станков, вручную на карборундовых брусках, но полировка, хоть и вручную, все таки должна выполняться на алмазных порошках/пастах. Зависит все от целей и . возможностей.

Необходимо, однако, помнить что любое УСПЕШНОЕ хобби, всегда перерастает в выгодное дело. В России тоже. Искренне, успехов Всем Вам.

Спасибо Аметистову. Кратно. Емко. Содержательно.

В молодости бродил по Уралу и кое-что накопил, но не обрабатывал. Сейчас на пенсии, работа дежурная, время позволяет — решил заняться своими «сокровищами». Буду осваивать резкую, шлифовку, полировку.

Станок для шлифовки поделочных камней, можно купить тут www.polprom.ru/stanok.htm . Станок для шлифовки камня «Малахит»

Мы долго думали, оставить ли откровенную рекламу Михаила? Оставляем . Оставляем потому, что, хотя станочек и не из дешевых, но с ЛЮБЫМИ камнеобрабатывающими ЮВЕЛИРНЫМИ станками вообще сейчас сложно, и мы, будучи ассортиментными держателями и продавцами сырья, должны быть заинтересованы в развитии станко-инструментальной базы для ювелирной обработки камней. Кроме того мы очень просим всех, кто воспользовался этой рекламой по прямому назначению, то есть, купил этот станок, оставить здесь же отзывы о нем. Так будут и волки сыты и овцы целы. Спасибо всем.

Для того, чтобы довести поверхность камня до совершенства, придать ей зеркальную гладкость, усилить яркость цвета, а также защитить его от негативных факторов окружающей среды, используем различные http://diammarket.ru/catalog/sredstva_dlya_polirovki/ средства для полировки.

Возможно, сообщение Никиты, носит рекламный характер, но мы оставим это сообщение на Форуме. Вместе с тем отметим, что в стране самых дешевых алмазных порошков (РФ, для тех, кто не знает) перед использованием ПАСТ, квалифицированный специалист по обработки камней должен разобраться в нескольких вопросах. 1 — Насколько повысится производительность с переходом с порошков на алмазные и другие полировочных пасты. 2 — Приведет ли это к снижению себестоимости конечной продукции камнеобработки. 3 — Разобраться в том, являются ли пасты, на которые приведена ссылка, ЮВЕЛИРНЫМИ. То есть, обеспечивают ли они качественную обработку ЛЮБЫХ камней. Или эти пасты нужно подбирать для последовательного использования для полировки ювелирных камней. Ведь известно, что для полировки НЕФРИТА следует использовать один набор алмазных порошков, а для полировки АГАТОВ — совсем другой. Более того этот набор зависит и от условий полировки: на воске, на вазелине, на воде, на алюминиевой план-шайбе, на кожаной, на специальной резине и прочее . Так что, использование паст, предназначенных для обработки массивных камней и слябов, не всегда оправдана.

Конечно, многими вышеупомянутыми полировальными пастами МОЖНО отполировать редкие в обороте кабошоны из мраморного оникса и амазонита. Как поведут себя пасты при полировке более мягких и более твердых камней, НЕПОНЯТНО. Однако, успехов Всем. Главное не ошибиться в выборе паст на сайте (для мрамора, гранита и прочее . ).

Подскажите на каких станках возможно изготавливать шарики из халцедона в больших количествах для галтовки , начиная с распиловки камня на заготовки . Станки для янтаря подойдут для халцедона?

Станки подходят для любого камня. Могут не подойти режимы обработки (скорость вращения) и аббразивы. Основной станок называется шарокатным — посмотрите в интернете. Распиловочный станок — обычный ювелирный подрезной или японский Imahashi. =

Анастасия, ответ на Ваш вопрос в любом случае будет представлять собой рекламу. А Ваш вопрос не содержит ни одной цифры и характеристик материала. Форум не принимает ни рекламные сообщения, ни объявлений купли — продажи. Так что пока удалили Ваш вопрос. Пишите на адрес сайта. =

Здраствуйте! Я художник — иконописец. Ко мне в руки попал один камушек, и я решил попробовать вырезать камею. Вроде получилось не плохо. А вот отполировать гематит до зеркального блеска не получается. Посоветуйте пожалуйста чем полировать гематит?

Все камни хорошо полируются на алмазных порошках. Для гематита финишная полировка проводится порошком 5 мкм. Естественно, без частиц большего размера — вымученный. Для полировки камей используется или абразивная водяная или вазелиновая «баня». Но вот беда, в силу быстрого окисления приповерхностных слоев гематита полировка долго не продержится. В этом случае необходимо лакировать твердыми эпоксидными лаками. Гематит вообще для резьбы не используется. Необходимо образовывать новую тему, а не продолжать старую.

Здравствуйте. В интернете есть статьи в которых написано, что огранщики драгоценных камней отмечают, что природные корунды твёрже, и труднее продаются огранки чем синтетические. Правда это или всё-таки миф?. С уважением.

1 — Твердость монокристаллов определяется долей ковалентной (100% у алмаза) и ионной (100% у каменной соли) типов связи. У корунда примерно 95% ковалентной связи. И эту связь совершенно нечем упрочнить. Так что эти утверждения есть сказки от скуки чайников и профанов от интернета.

2 — Самое плохое в Вашем вопросе. Вы продолжили совсем другую тему, прямо не связанную с Вашим вопросом. Значит и ответ на него нам придется давать много раз. Так что в следующий раз вопрос удалим. Ведь Вы не читали Правила, напечатанные Выше?

Спасибо. В следующий раз буду внимательнее.

Как отличить алмаз от других камней в домашних условиях?

Традиционно тема отличия алмаза от подделки подразумевает бриллианты. Однако именно первозданный алмаз интересует коллекционеров, эзотериков или людей, желающих контролировать процесс появления личного бриллианта с первого этапа. Есть простые способы отличить алмаз от имитаций в домашних условиях.

Как выглядит камень и где его приобрести

Алмаз – это материал, из которого после обработки, огранки получаются бриллианты. Кристалл, найденный в природе, малопривлекателен – шероховатая поверхность, тускловатость, сероватый налёт-корка с трещинками. Однако камешек всегда прозрачен.

Обычно алмазный кристалл лишён оттенков. Иногда находят буроватые, желтоватые, зеленоватые или нежно-розовые экземпляры. Редкость – природный чёрный минерал. Цвет большинства камней ювелирного качества коричневый или жёлтый.

Достать натуральный алмаз – везение или случай, поскольку в продажу он не поступает. Рынок поделён между добывающими компаниями и специализированными биржами. Цена природного камня среднего качества – $510–620 за карат. Она зависит от мировых тенденций.

С чем его легко спутать

Бесцветная прозрачность большинства алмазов делает их визуально неотличимыми от стекла, других камней:

  • горного хрусталя;
  • бесцветного топаза;
  • белого циркония;
  • лейкосапфира;
  • кварца.

Синтетические материалы типа муассанита, фианита, рутика проблем не создают – их отличает от алмазного самоцвета огранка и блеск.

Искусственный алмаз имеет другие качества (например, низкую прозрачность). Используется в технике и промышленности.

Способы проверки

Определить алмаз в домашних условиях можно, применяя механическое воздействие или специальный инструментарий.

Природные качества

Методы тестирования основаны на физических, химических, других свойствах алмазного материала.

Твёрдость

Это самый твёрдый, износостойкий минерал. Для проверки данных свойств нужно попытаться:

  • разрезать стекло – алмазный камушек справится без проблем, в отличие от других минералов или искусственных аналогов;
  • поцарапать образец ножом, потереть наждачной бумагой или между двумя крупными монетами – на алмазной поверхности следа не останется, прочие станут шершавыми или раскрошатся;
  • ударить чем-нибудь тяжёлым по образцу – только алмазный материал уцелеет.

Это рискованный эксперимент, поскольку от других материалов останутся осколки.

Можно поцарапать образцом поверхность – алмаз на любой оставляет царапину. Опыт будет стопроцентным, если царапать рубин, изумруд, сапфир. На них оставит след только алмазный инструмент или кристалл.

Теплопроводность

Подышать на образец – на алмазном, в отличие от подделки, испарина или конденсат не образуется. Камень в руках нагреется не сразу. Опыт отличает минерал от стекла и синтетики, но не натуральных самоцветов, реагирующих аналогично.

Жиропоглощение

Капнуть растительным маслом на образец, прижать к стеклу – алмазный прилипнет. Стопроцентный метод проверить минерал, поскольку другие камни или подделки к поверхности не пристанут.

Взаимодействие с разными средами

Чтобы проверить подлинность, алмаз испытывают следующим образом:

  • окружают пылью – он её не притянет, в отличие от подделки;
  • капают на поверхность камня воду, погружают в каплю кончик иглы – на алмазе капля не изменится, на других минералах растечётся или распадётся. Так его отличают даже от горного хрусталя;
  • опускают камень в соляную кислоту – он не изменится, другие минералы, синтетика побуреют либо растворятся;
    положить в стакан с водой – природный алмаз виден;
  • распознать текст на странице – сквозь алмазный кристалл получится, через бриллиант ничего не видно;
  • проводят по смоченному образцу алюминием – на алмазном образце останется след, напоминающий карандашный.

Последний способ распознать минерал проводят на незаметном участке, потому что оставшийся след оттирается с трудом.

Визуальные

Для опытов требуется внимательность:

  • поискать недостатки – шероховатость, чёрные микровключения отличают минерал от подделки;
  • оценить оттенок – цветные примеси нормальны, ведь алмаз бывает разноцветным.

Считается, что настоящие алмазные кристаллы блестят подобно радуге. На деле сияние серо-белое. Эта характеристика отличает алмазные агрегаты от хрусталя, даже огранённого по новейшим технологиям.

С использованием приборов

Надёжные методы проверить алмаз, основанные на свойстве люминесценции. Под ультрафиолетом, рентгеном, катодным облучением он начинает светиться. Проведение возможно в лаборатории:

  • рентген – под его лучами камень становится насыщенно-зелёным;
  • кварцевая лампа – под ультрафиолетом минерал светится голубым, фиалковым, розовым, желтоватым цветами. Белых отсветов не бывает.

Если планируются серьёзные исследования, стоит приобрести специальный тестер. Он дорог, но надёжен. Пригодятся каратные весы, чтобы точно определить массу камня.

Покупка алмазного материала полезна во всех смыслах. Он в несколько раз дешевле бриллиантов, сохраняет первозданную красоту, волшебные свойства. Это надёжная инвестиция, потенциальный личный бриллиант, подлинность которого несомненна.

Перечисленные способы идентификации способны выявить внешне похожий минерал или низкопробную подделку типа стекла. Для полного спокойствия требуется консультация минеролога или ювелира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector